1. Розенблат. Сухое трение и односторонние связи в механике твердого тела.
2. Дроздов Ю.Н., Павлов В.Г., Пучков В.Н. Трение и износ в экстримальных условиях.
3. Доценко В.А. Изнашивание твердых тел.
4. Хрущов М.М. Трение, износ и микротвердость материалов.
Презентуемые издания:
АТОМНАЯ ЭНЕРГЕТИКА - область техники, основанная на использовании реакции деления атомных ядеp для выработки теплоты и пpоизводства электpоэнергии. Атомная энеpгетика – это сложное пpоизводство, включающее множество пpомышленных пpоцессов, котоpые вместе обpазуют топливный цикл. Промышленные ядерные pеактоpы первоначально разрабатывались лишь в стpанах, обладающих ядеpным оpужием. Пеpвый (и наиболее pаспpостpаненный) тип – это pеактоp на обогащенном уpане. Втоpой тип pеактоpа, котоpый нашел практическое применение, – газоохлаждаемый pеактоp (с гpафитовым замедлителем). Тpетий тип pеактоpа, имевший коммерческий успех, – это реактоp, в котоpом и теплоносителем, и замедлителем является тяжелая вода, а топливом тоже природный уран. Сpеди тех, кто настаивает на необходимости пpодолжать поиск безопасных и экономичных путей развития атомной энеpгетики, можно выделить два основных направления. Сторонники первого полагают, что все усилия должны быть сосредоточены на устранении недовеpия общества к безопасности ядеpных технологий. Для этого необходимо разрабатывать новые реакторы, более безопасные, чем существующие легководные. Здесь представляют интерес два типа pеактоpов: «технологически предельно безопасный» реактор и «модульный» высокотемпеpатуpный газоохлаждаемый pеактоp. Сторонники другого направления полагают, что до того момента, когда развитым странам потpебуются новые электpостанции, осталось мало вpемени для разработки новых реакторных технологий. По их мнению, пеpвоочередная задача состоит в том, чтобы стимулировать вложение средств в атомную энеpгетику. Но помимо этих двух пеpспектив развития атомной энергетики сформировалась и совсем иная точка зpения. Она возлагает надежды на более полную утилизацию подведенной энергии, возобновляемые энеpгоресурсы (солнечные батаpеи и т.д.) и на энергосбережение. Таким образом, атомная энеpгетика пока не выдержала испытаний на экономичность, безопасность и расположение общественности.
Презентуемые издания:Выставка действует в помещении ФБУ "РНТПБ" с 20.10.2014 по 29.10.2014
Представленные издания:Выставка действует в помещении ФБУ "РНТПБ" с 01.04.2015 г. по 08.04.2015 г.
Представленные издания:
Выставка действует в помещении ФБУ "РНТПБ" с 05.02.2016 г. по 15.02.2016 г.
Представленные издания:Выставка действует в помещении ФБУ "РНТПБ" с 27.02.2017 г. по 09.03.2017 г.
Структура, конструкция и функциональные характеристики роботов не всегда находят должное отражение в терминологии, используемой в справочно-информационных изданиях, словарях, учебных пособиях, а также в многочисленных научных публикациях, отличающихся большой терминологической разнородностью и неупорядоченностью.
В связи с этим был разработан ряд нормативных документов и руководящих материалов по терминологии в области робототехники.
Вот некоторые термины и определения из документа «Теория робототехнических систем. Терминология»:
Робототехника – область науки и техники, связанная с созданием, исследованием и применением роботов, охватывает вопросы проектирования, программного обеспечения, очувствления роботов, управления ими, а также роботизации промышленности и непромышленной сферы.
Робот – многофункциональная перепрограммируемая машина, для полностью или частично автоматического выполнения двигательных функций аналогично живым организмам, а также некоторых интеллектуальных функций человека.
Перепрограммируемостъ – возможность замены, коррекции или генерации управляющей программы автоматически или при помощи человека.
К роботам, в частности, не относятся автооператоры, а также копирующие манипуляторы и другие машины, управляемые только человеком – оператором.
Промышленный робот – робот, предназначенный для выполнения технологических и (или) вспомогательных операций в промышленности.
В зависимости от специфики применения различают роботы непромышленного назначения: например, «пожарный робот», «сельскохозяйственный робот», «военный робот» и т.д.
Технологический промышленный робот – промышленный робот для выполнения технологических переходов, операций, процессов, оснащенный рабочим или измерительным инструментом.
Вспомогательный промышленный робот – промышленный робот для обслуживания технологического оборудования, перемещения объектов, оснащенный захватным устройством.
Специальный робот – робот для выполнения одной операции одного вида.
Специализированный робот – робот для выполнения различных операций одного вида.
Универсальный робот – робот для выполнения различных операций различных видов.
Жесткопрограммируемый робот – робот, управляющая программа которого, введенная на этапе программирования, не может быть изменена в процессе работы в зависимости от функционирования робота и (или) контролируемых параметров рабочей среды.
Адаптивный робот – робот, управляющая программа которого может автоматически меняться в процессе работы в зависимости от функционирования робота и (или) контролируемых параметров рабочей среды.
Не следует смешивать понятия «адаптивный робот» и «очувствленный робот». Последний, обладая датчиками внешней информации, может не иметь средств автоматического изменения управляющей программы в процессе функционирования.
Интеллектуальный робот – робот, управляющая программа которого может полностью или частично формироваться автоматически в соответствии с поставленным заданием и в зависимости от состояния рабочей среды.
Манипуляционный робот – робот для выполнения двигательных функций, аналогичных функциям руки человека.
Стационарный манипуляционный робот — манипуляционный робот, закрепленный на неподвижном основании.
Мобильный робот – робот, способный перемещаться в рабочей среде в соответствии с управляющей программой. Он может быть снабжен манипулятором.
К мобильным роботам не относят передвижные манипуляционные роботы, которые могут быть оперативно перемещены в рабочей среде вручную или при помощи транспортных средств с ручным управлением.
Педипулятор – часть мобильного робота, предназначенная для воспроизведения функций опорно-двигательного аппарата человека или животного.
Роботизация – автоматизация ручного или рутинных видов умственного труда человека с применением роботов.
Робототехническая система – один или несколько однотипных роботов, объединённых энергетическими, технологическими и информационными связями, выполняющие технологический процесс.
Роботизированный комплекс – совокупность одного или нескольких промышленных роботов, другого технологического оборудования и оснастки для выполнения единого технологического процесса.
Роботы и робототехнические системы находят широкое применение в промышленной и непромышленной сферах. Они обладают большой функциональной гибкостью за счёт прогрессивных механических конструкций, эффективных приводов, микропроцессорных управляющих систем с развитым программным обеспечением, технического зрения и других средств очувствления, адаптивных возможностей, элементов искусственного интеллекта.
Выставка действует в помещении ФБУ "РНТПБ" с 04.07.2017 г. по 14.07.2017 г.
Вагоностроение — отрасль транспортного машиностроения, производящая вагоны для рельсового транспорта. Отрасль обеспечивает потребности в вагонах магистрального и промышленного железнодорожного транспорта, а также городской рельсовый транспорт: метрополитен и трамвай.. Вагоностроение как отрасль машиностроения зародилось в развитых в промышленном отношении странах во время начала железнодорожной эры. Впервые необходимость строительства вагонов появилась в Великобритании в связи со строительством дороги Ливерпуль — Манчестер. Затем к списку стран, строивших железные дороги, буквально за несколько лет присоединились США, Франция, Германия, Бельгия, Австро-Венгрия. Уже к концу 1830-х годов в Великобритании, США, Германии, Бельгии насчитывалось по нескольку заводов, строивших для железных дорог подвижной состав. Очевидно, что первоначально строились паровозы и вагоны на одних и тех же заводах, затем появилась специализация заводов, выделились отдельные вагоностроительные заводы. В 1840-е годы и в Российской Империи заводы стали строить вагоны.
Представленные издания:1. Анисимов П.С. Испытания вагонов: монография / П. С. Анисимов. - М.: Маршрут, 2004. - 196 с.: ил.
2. Апробация новых методик проектирования грузовых вагонов: сборник науч. трудов: Вып. 11 / ред. А.А. Битюцкий. - СПб.: Ом-Пресс, 2012. - 118 с. : ил.
3. Батюшин Т.К. Технология вагоностроения. Ремонт и надежность вагонов: учебник / Т.К. Батюшин, В.Б. Быховский, В.С. Лукашук; ред. В.С. Лукашук. - М.: Машиностроение, 1990. - 359 с. : ил.
4. Бенешевич В.В. Технология производства и ремонта вагонов: учеб. пособие / В.В. Бенешевич, О.Ю. Кривич. - М. : МИИТ, 2011. - 97 с. : ил.
5. Конструирование и расчет вагонов: учебник / ред. П.С. Анисимов. -2-е изд., переработ. и доп. - М. : ФГОУ "Учебно-метод. центр по образов. на ж.-д. трансп-те", 2011. - 688 с. : ил.
6. Лозбинев В.П. Оптимальное проектирование кузовов вагонов / В.П. Лозбинев, Ф.Ю. Лозбинев; ред. В.П. Лозбинев. - Брянск : БГТУ, 2012. - 178 с. : ил.
7. Морчиладзе И.Г. Проектирование, конструирование, расчет и испытания вагонов: учеб. пособие / И.Г. Морчиладзе, А.М. Соколов, М.М. Соколов. - М.: ИБС-Холдинг, 2009. - 519 с. : ил.
8. Проблемы и перспективы развития вагоностроения: материалы III Всероссийской научно-практич. конференции 21-22 дек. 2006 г., Брянск / РАТ. - Брянск: БГТУ, 2006. - 105 с. : ил.
9. Совершенствование методов проектирования и результаты внедрения новых конструкций грузовых вагонов: сборник науч. трудов: Вып. 3 / ред А.А. Битюцкий; Инженерный центр вагоностроения. - СПб.: ОМ-Пресс, 2007. - 107 с. : ил.
10. Техническая дианостика вагонов: В 2 ч.: Ч. 1. Теоретические основы диагностики и неразрушающего контроля деталей вагонов: учебник / ред. В.Ф. Криворудченко. - М.: ФГБОУ "Учебно-метод. центр по образов. на ж.-д. трансп-те, 20153- 402 с. ил.
11. Чурков Н.А. История вагоностроения: учеб. пособие / Н.А. Чурков, М.М. Соколов, И.Г. Морчеладзе. - СПб.: ПГУПС, 2014. - 190 с. ил.
Выставка действует в помещении ФБУ "РНТПБ" с 05.09.2017 г. по 11.09.2017 г.
ПАРОВОЗ — автономный локомотив с паросиловой установкой, использующий в качестве двигателяпаровые машины. Паровозы были первыми передвигающимися по рельсам транспортными средствами, само понятие локомотив появилось гораздо позже и именно благодаря паровозам. Паровоз является одним из уникальных технических средств, созданных человеком, и роль паровоза в истории трудно переоценить. Так, благодаря ему появился железнодорожный транспорт, и именно паровозы выполняли основной объём перевозок в XIX и первой половине XX века, сыграв колоссальную роль в подъёме экономики целого ряда стран. Паровозы постоянно улучшались и развивались, что привело к большому разнообразию их конструкций, в том числе и отличных от классической. Так, существуют паровозы без тендера, без котла и топки, с турбиной в качестве двигателя, с зубчатой трансмиссией. Однако с середины XX века паровоз был вынужден уступить более совершенным локомотивам —тепловозам и электровозам, которые существенно превосходят паровоз по экономичности. Тем не менее, паровозы ещё продолжают работать. Паровозная тяга использовалась в СССР в регулярном железнодорожном сообщении до середины 1970-х годов. По данным историка железной дороги В. А. Ракова на поездной грузовой работе паровозы использовались до 1978 года. В дальнейшем паровозы работали на некоторых второстепенных участках железных дорог. В Латвийской ССР на маршрутах Плявиняс — Гулбене и Рига — Иерики —Пыталово паровозы серии Л водили грузопассажирские поезда как минимум до 1980 года. На участке Питкяранта — Олонец в Карелии паровозы серии Эр водили грузовые поезда до 1986 года. На перегоне Рославль I — Рославль II паровоз серии Л работал с грузовыми составами в 1989 году. Отдельные паровозы в некоторых регионах страны использовались на манёврах в железнодорожных депо и узлах, так же на промышленных предприятиях вплоть до начала 1990-х, некоторые, в частности паровоз ОВ-324, работают до сих пор. Дольше остальных задержались на паровозной тяге некоторые узкоколейные железные дороги страны. После массового исключения паровозов из парка в СССР, в 1960—70-х гг. некоторая часть из них была пущена на слом, другая часть отправилась на многочисленные базы запаса локомотивов, где они были законсервированы, а некоторые, как например часть паровозов серии ФД, были переданы за рубеж. Кроме этого, после списания, паровозы часто использовались в качестве котельных в локомотивных депо или на промышленных предприятиях, а также устанавливались в качестве памятников на железнодорожных станциях, вокзалах и депо. В настоящее время паровозы в основном используются исключительно в ретропоездах, имеющих развлекательно-познавательную функцию.
Представленные издания:1. Бернштейн А.С. Паровозы серии У / А.С. Берншейн. - М.: Ж.-д. Дело, 2008. - 60 с.: ил.
2. Джонсон Р. Паровоз. Теория, эксплуатация, экономика, сравнение с тепловозами: пер. с англ. / Р. Джонсон; под ред. А.А. Чиркова. - М.: Машгиз, 1947. - 504 с.: ил.
3. Макаров Л. Паровозы серии Э / Л. Макаров. - М.: Железнодорожное Дело, 2009. - 400 с.: ил.
4. Москалев Л. Узкоколейные паровозы. Россия /Л. Москалев, В. Боченков, С. Дорожков. - М.: Железнодорожное Дело, 2012. - 416 с.: ил.
5. Прозоров Н.К. Паровозы. Уустройство, работа, ремонт: учеб. пособие для техн. школ. / Н.К. Прозоров, М.Б. Вигдорчик, Э.К. Гребенкин. - М.: Транспорт, 1986. - 368 с.: ил.
6. Ремонт паровозов и паровых котлов: учеб. для ПТУ / А.П. Третьяков [и др.]. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1974. - 366 с.: ил.
7. Суржин С.Н. Управление паровозом и его обслуживание: учеб. для техн. школ. / С.Н. Суржин, К.Е. Климентьев. - М.: Транспорт, 1978 - 261 с.: ил.
8. Тищенко В.Н. Паровозы железных дорог России (1837-1890): в 2 ч. Ч.1 / В.Н. Тищенко. -М.: Б.и., 2008. - 272 с.: ил.
9. Тищенко В.Н. Паровозы железных дорог России (1837-1890): в 2 ч. Ч.2 / В.Н. Тищенко. -М.: Б.и., 2008. - 272 с.: ил.
10.Хмелевский А.В.Паровоз (Устройство, работа и ремонт): учеб. для техн. школ / А.В. Хмелевский, П.И. Смушков. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Транспорт, 1979 - 414 с.: ил.
Выставка действует в помещении ФБУ "РНТПБ" с 18.03.2019 г. по 24.03.2019 г.
Вагоностроение — отрасль транспортного машиностроения, производящая вагоны для рельсового транспорта. Отрасль обеспечивает потребности в вагонах магистрального и промышленного железнодорожного транспорта, а также городской рельсовый транспорт: метрополитен и трамвай.. Вагоностроение как отрасль машиностроения зародилось в развитых в промышленном отношении странах во время начала железнодорожной эры. Впервые необходимость строительства вагонов появилась в Великобритании в связи со строительством дороги Ливерпуль — Манчестер. Затем к списку стран, строивших железные дороги, буквально за несколько лет присоединились США, Франция, Германия, Бельгия, Австро-Венгрия. Уже к концу 1830-х годов в Великобритании, США, Германии, Бельгии насчитывалось по нескольку заводов, строивших для железных дорог подвижной состав. Очевидно, что первоначально строились паровозы и вагоны на одних и тех же заводах, затем появилась специализация заводов, выделились отдельные вагоностроительные заводы. В 1840-е годы и в Российской Империи заводы стали строить вагоны.
Представленные издания:1. Анисимов П.С. Испытания вагонов: монография / П. С. Анисимов. - М.: Маршрут, 2004. - 196 с.: ил.
2. Апробация новых методик проектирования грузовых вагонов: сборник науч. трудов: Вып. 11 / ред. А.А. Битюцкий. - СПб.: Ом-Пресс, 2012. - 118 с. : ил.
3. Батюшин Т.К. Технология вагоностроения. Ремонт и надежность вагонов: учебник / Т.К. Батюшин, В.Б. Быховский, В.С. Лукашук; ред. В.С. Лукашук. - М.: Машиностроение, 1990. - 359 с. : ил.
4. Бенешевич В.В. Технология производства и ремонта вагонов: учеб. пособие / В.В. Бенешевич, О.Ю. Кривич. - М. : МИИТ, 2011. - 97 с. : ил.
5. Конструирование и расчет вагонов: учебник / ред. П.С. Анисимов. -2-е изд., переработ. и доп. - М. : ФГОУ "Учебно-метод. центр по образов. на ж.-д. трансп-те", 2011. - 688 с. : ил.
6. Лозбинев В.П. Оптимальное проектирование кузовов вагонов / В.П. Лозбинев, Ф.Ю. Лозбинев; ред. В.П. Лозбинев. - Брянск : БГТУ, 2012. - 178 с. : ил.
7. Морчиладзе И.Г. Проектирование, конструирование, расчет и испытания вагонов: учеб. пособие / И.Г. Морчиладзе, А.М. Соколов, М.М. Соколов. - М.: ИБС-Холдинг, 2009. - 519 с. : ил.
8. Проблемы и перспективы развития вагоностроения: материалы III Всероссийской научно-практич. конференции 21-22 дек. 2006 г., Брянск / РАТ. - Брянск: БГТУ, 2006. - 105 с. : ил.
9. Совершенствование методов проектирования и результаты внедрения новых конструкций грузовых вагонов: сборник науч. трудов: Вып. 3 / ред. А.А. Битюцкий; Инженерный центр вагоностроения. - СПб.: ОМ-Пресс, 2007. - 107 с. : ил.
10. Техническая дианостика вагонов: В 2 ч.: Ч. 1. Теоретические основы диагностики и неразрушающего контроля деталей вагонов: учебник / ред. В.Ф. Криворудченко. - М.: ФГБОУ "Учебно-метод. центр по образов. на ж.-д. трансп-те, 20153- 402 с. ил.
11. Чурков Н.А. История вагоностроения: учеб. пособие / Н.А. Чурков, М.М. Соколов, И.Г. Морчеладзе. - СПб.: ПГУПС, 2014. - 190 с. ил.
Выставка действует в помещении ФБУ "РНТПБ" с 15.04.2019 г. по 19.04.2019 г.
Выставка действует в помещении ФБУ "РНТПБ" с 01.04.2015 г. по 08.04.2015 г.
Изобретение лазера стоит в одном ряду с наиболее выдающимися достижениями науки и техники XX века. Первый лазер появился в 1960 г., и сразу же началось бурное развитие лазерной техники. В короткое время были созданы разнообразные типы лазеров и лазерных устройств, предназначенных для решения конкретных научных и технических задач. Лазеры уже успели завоевать прочные позиции во многих отраслях народного хозяйства. Как заметил академик А.П. Александров, “всякий мальчишка теперь знает слово лазер”. И все же, что такое лазер, чем он интересен и полезен? Один из основоположников науки о лазерах – квантовой электроники – академик Н.Г. Басов отвечает на этот вопрос так: “Лазер – это устройство, в котором энергия, например тепловая, химическая, электрическая, преобразуется в энергию электромагнитного поля – лазерный луч. При таком преобразовании часть энергии неизбежно теряется, но важно то, что полученная в результате лазерная энергия обладает несравненно более высоким качеством. Качество лазерной энергии определяется ее высокой концентрацией и возможностью передачи на значительное расстояние. Лазерный луч можно сфокусировать в крохотное пятнышко диаметра порядка длины световой волны и получить плотность энергии, превышающую еже на сегодняшний день плотность энергии ядерного взрыва… С помощью лазерного излучения уже удалось достичь самых высоких значений температуры, давления, напряженности магнитного поля. Наконец, лазерный луч является самым емким носителем информации и в этой роли – принципиально новым средством ее передачи и обработки”. Широкое применение лазеров в современной науке и технике объясняется специфическими свойствами лазерного излучения. Лазер – это генератор когерентного света. В отличии от других источников света (например, ламп накаливания или ламп дневного света) лазер дает оптическое излучение, характеризующееся высокой степенью упорядоченности светового поля или, как говорят, высокой степенью когерентности. Такое излучение отличается высокой монохроматичностью и направленностью. В наши дни лазеры успешно трудятся на современном производстве, справляясь с самыми разнообразными задачами. Лазерным лучом раскраивают ткани и режут стальные листы, сваривают кузова автомобилей и приваривают мельчайшие детали в радиоэлектронной аппаратуре, пробивают отверстия в хрупких и сверхтвердых материалах. Доводка номиналов пассивных элементов микросхем и методы получения на них активных элементов с помощью лазерного луча получили дальнейшее развитие и применяются в производственных условиях. Причем лазерная обработка материалов позволяет повысить эффективность и конкурентоспособность по сравнению с другими видами обработки. В руках хирурга лазерный луч превратился в скальпель, обладающий рядом удивительных свойств. Лазеры широко используются в современных контрольно-измерительных устройствах, вычислительных комплексах, системах локации и связи. Лазеры позволяют быстро и надежно контролировать загрязненность атмосферы и поверхности моря, выявлять наиболее нагруженные участки деталей различных механизмов, определять внутренние дефекты в них. Лазерный луч становится надежным помощником строителей, картографов, археологов, криминалистов. Непрерывно расширяется область применения лазеров в научных исследованиях – физических, химических, биологических. Замечательные свойства лазеров – исключительно высокая когерентность и направленность излучения, возможность генерирования когерентных волн большой интенсивности в видимой, инфракрасной и ультрафиолетовой областях спектра, получение высоких плотностей энергии как в непрерывном, так и в импульсном режиме – уже на заре квантовой электроники указывало на возможность широкого их применения для практических целей. С начала своего возникновения лазерная техника развивается исключительно высокими темпами. Появляются новые типы лазеров и одновременно усовершенствуются старые: создаются лазерные установки с необходимым для различных конкретных целей комплексом характеристик, а также различного рода приборы управления лучом, все более и более совершенствуется измерительная техника. Это послужило причиной глубокого проникновения лазеров во многие отрасли народного хозяйства, и в частности в машино- и приборостроение. Значительная импульсная мощность и энергия излечения современных твердотельных и газовых лазеров позволили вплотную подойти к решению проблем лазерной энергетики – разработке лазерного оружия для систем противоракетной обороны, управляемого термоядерного синтеза, разделения изотопов и лучевой передачи энергии, в том числе на космические объекты. Надо особо отметить, что освоение лазерных методов или, иначе говоря, лазерных технологий значительно повышает эффективность современного производства. Лазерные технологии позволяют осуществлять наиболее полную автоматизацию производственных процессов. Одновременно при этом экономится сырье и рабочее время, повышается качество продукции. Например, практически мгновенная пробивка отверстий лазерным излучением во много раз увеличивает производительность работы сверловщика и к тому же существенно повышает качество этой работы. Лазерное изготовление микросхем отличается высокой производительностью и высоким качеством. В обоих примерах производственные операции легко поддаются автоматизации; управление лазерным лучом может взять на себя специальное вычислительное устройство. Можно уверенно утверждать, что внедрение и совершенствование лазерных технологий приведет к качественному изменению всего облика современного производства. Огромны и впечатляющи достижения лазерной техники сегодняшнего дня. Завтрашний день обещает еще более грандиозные свершения. С лазерами связаны многие надежды: от создания объемного кино до решения таких глобальных проблем, как установление сверхдальней наземной и подводной оптической связи, разгадку тайн фотосинтеза, осуществление управляемой термоядерной реакции, появление систем с большим объемом памяти и быстродействующими устройствами ввода-вывода информации.
Представленные издания:
1. Бертолотти М. История лазера.
2. Под ред Зуева И.В., перевод Смирнова А.Л. Промышленное применение лазеров.
3. Алейников В.С., Масычев В.И. Лазеры на окиси углерода.
4. Балошин Ю.А., Крылов К.И., Шарлай С.Ф. Применение ЭВМ при разработке лазеров.
5. Григорьянц А.Г., Шиганов И.Н., Мисюров А.И. Технологические процессы лазерной обработки.